- Гелугпа
Гелу́гпа (дословно с тибетского закон добродетели), другие названия гелданпа (от названия монастыря Галдан), желтошапочная (по цвету шапок священнослужителей) школа в буддизме ваджраяны. Гелугпа возникла в конце XIV начале XV вв. на основе реформированной школы Кадампа. Инициатор реформ и основатель Гелугпы Цзонхава (13571419). В дополнение к философии ранней буддийской школы мадхьямиков прасангиков Цзонхава разработал учение о «ступенях пути» (лам-рим) к состоянию духовного совершенства под руководством учителя-наставника ламы. Роль ламы в Гелугпе настолько велика, что в традиционную формулу «трёх сокровищ» («я поклоняюсь Будде, Учению, Общине») добавлено четвёртое лама. Последнее было столь важно, что привело к возникновению термина «ламаизм», поначалу означавшего только эту школу тибетского буддизма, а позднее толковавшегося более расширительно как весь тибетский буддизм. Для Гелугпы характерны строгий устав, безбрачие монашества, запреты на употребление алкоголя, мяса, табака, новая праздничная обрядность. В середине XVI в. Гелугпа стала самой популярной школой в Тибете и начала распространять своё влияние за его пределы: в Монголии (с конца XVI в.), в Бурятии (с середины XVII в.), в Туве (с начала XVIII в.). В настоящее время последователи Гелугпы живут в Китае (Тибет и Внутренняя Монголия), Монголии, отдельных районах Непала и Индии, России (Бурятия, Калмыкия, Тува), странах Европы и США (в Европе и Америке в основном беженцы из Тибета).
Н. Л. Жуковская
Народы и религии мира. - М.: Большая Российская энциклопедия. В. А. Тишков. Редкол.: О. Ю. Артемова, С. А. Арутюнов, А. Н. Кожановский, В. М. Макаревич (зам. гл. ред.), В. А. Попов, П. И. Пучков (зам. гл. ред.), Г. Ю. Ситнянский. 1998.